Главная > Our ID > English Language Festival- 2015. page IV Contacts

Publications

Articles
Reports
Alumni, state.gove about me

Library

 Additional Reading
Great American Writers
Great English Writers
Great American and English Actors
Other English-Speaking Countries
Great American Singers - Page 1
Great American Singers - Page 2
History of England and America

Tolerance

Stories
Videos
Videos - 2
Lessons in Kindness
Lessons in Kindness II
Video conferenmce Samara -Khasavyurt

Useful Information

Some Very Useful Web.Sites
Some Facts about Dagestan
Some Facts About Dagestan ( 2)
Some Facts about Dagestan (3)
Some Facts about Dagestan (4)
For Teacher to Know
Future of Caucasus - Language Olympiad
English for Kids
Learn the Christmas Songs!
Olympiad "Future of the Caucasus-2012
 Myths and Legends of Dagestan
Myths and Legends, Part II
English in a Minute
Tha Making of the American Nation
American English - video

Our ID

Who we are...
How We Use New Technologies
A Trip to Elista,  Kalmykia.
 We Celebrate American Holidays
Home is Where your Heart is -2011
Access in Action 2011-12
Russian Food in American School
New Friends in the Netherlands. 
English Languabe Festival  - 2015
English language Festival 2015 page II
English Language Festival-2015, page III
English Language Festival- 2015. page IV
 English Language Festival- 2015. page V
English Language Festival- 2015. page VI
English Language Festival-2015.page VII 
 English Language Festival-2015.p. VIII

How We Spend our Free Time

Let's Dance and Sing
Dagestan is my Home -2010

Exploring America

TEA - 2004

Exploring the United Kingdom

Seminar in the Cold War Period

You Should Know This

Main Symbols of the Countries
Brief History of Russia

How We Explored Hawaii

Summer Institute, 2009
Get Acquainted with "Celebrate!"
Traditional Songs. HPU (1)
Traditional Songs. HPU (2) 
Traditional Songs. HPU (3)
Hawaii National Dances

Brush Up Your Grammar

Group Indefinite 
Group Continuous
Group Perfect
Group Perfect Continuous
Prepositions
  Other Grammar Phenomena
Everyday Grammar
Every Day grammar on TV

American Slang

Informal English I
Informal English II

VOA special programs

Words and Their Stories

Summer 2011.

History of State Maine
Exploring Maine
Visiting Searsmont, Maine
Washington DC
 Visiting the Capitol
New York

American English

News Words 
Vocational English
Business English
American Stories

English for Children

Learn and Enjoy
Learn to Listen and Read

Afanasyeva O.V.

National Exam in English 


Photos

Our Friends in Russia and Abroad (0)
Galleries info (0)
Access Khasavyurt in Elista Summer Camp (0)




English Language Festival 2015.page IV

Задание 2 (максимум – 5 баллов). Оценивается отдельно каждый из пяти задаваемых вопросов.

 

 

1

0

Вопросы
1–5

Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия

Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации

 

● Таким образом, чтобы получить максимум баллов за задание 2, надо задавать вопросы строго по указанной теме, соблюдать правильную грамматическую форму прямого вопроса и не делать грубых фонетических и лексических ошибок, которые бы привели к сбою коммуникации в реальной ситуации общения.

 

Л.К. ГейхманИ.                                                                В. Ставцева

ФГБОУ ВПО «Пермский                                              ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский                           государственный университет»

национальный   исследовательский              (НИУ) (г. Челябинск

политехнический 

университет» (г. Пермь)

 

Учитель XXI века: точки роста в информационном обществе

 

Рассматриваются качества, необходимые успешному учителю для эффективной организации образования цифровых пользователей.

Перемены в образовании, информационное общество, качества учителя XXI века, потребности ученика XXI века

 

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), распространение влияния Интернета и социальных сетей на нашу жизнь стало повседневной реальностью, сферой жизнедеятельности многих людей, а не просто изменившейся системой хранения и передачи объемов информации. Информационное общество не только вносит в нашу жизнь изменения, которые мы все наблюдаем, но и неминуемо затрагивает систему образования. В частности, предоставляя бесконечные возможности для обучения, современное информационное общество создаёт и определенные барьеры, препятствующие эффективному педагогическому взаимодействию, которое признано сущностной характеристикой образовательного процесса [3]. Технологические барьеры здесь переплетаются с барьерами психологическими, укрепляя разрыв между учителем и учеником.

Так, в ситуации идеального взаимонепонимания участвуют: ученик – цифровой абориген (не расстаётся с супер современными гаджетами, хотя использует их неосознанно, «лишь бы хорошо провести время») и учитель – цифровой динозавр (не использует компьютер или использует его очень редко, считает, что «лучше доски и мела ничего нет»). И, казалось бы, что может означать такое безобидное разделение по принципу использования / не использования ИКТ? Однако, проблема лежит глубже: педагоги, оказавшись по ту сторону технологических баррикад, потеряли свой авторитет и обнаружили, что учащиеся почему-то их не понимают, не говоря уже о том, что не хотят и не могут усваивать те знания, которые испокон веков было принято передавать.

Масштабы глубины разрыва поколений прослеживаются в диахроническом анализе, через призму этапов, которые образование успело пройти к настоящему моменту: от воспитания и обучения в кругу семьи и близких людей через всеобщее школьное образование к обучению на протяжении всей жизни [2].

Примерно до XIX века ребенок усваивал все, что ему необходимо для жизни, посредством наблюдения, подражания, методом проб и ошибок под присмотром старших. Его учителями были родители и самые близкие люди, влиявшие на его ум и воображение, имевшие беспрекословный авторитет. Умения чтения, письма и счета, равно как бытовых и ремесленных работ в основном не требовали вмешательства чужих людей. Лишь позднее последовала эпоха обязательной школьной подготовки, которая переложила ответственность за образование детей с плеч родителей на плечи государства. Заметим, что данный переход стал результатом индустриальной революции и изобретения книгопечатания. Эти два события явились необходимым для перехода стимулом, так как только в созданных ими условиях всеобщая институциональная подготовка стала возможной.

На настоящем, третьем этапе общество пришло к идее непрерывного обучения, образования в течение всей жизни, ставшего необходимостью, велением эпохи информатизации, возникшего благодаря появлению и массовому распространению Интернета и развитию телекоммуникационных технологий. Среди особенностей данного этапа отметим появление дистанционного обучения, открывшего возможности получения самых качественных материалов от специалистов, экспертов в любой интересующей области знания в любое удобное для человека время, а также широкое развитие компетентностного подхода, сконцентрировавшего педагогов на образовательном результате каждого учащегося, выраженного в наборе сформированных интегративных характеристик личности.

В результате перехода из одного этапа в другой образование постигли перемены по ряду значимых параметров:

·      ответственность за образование и его результаты перешла из рук родителей на первом этапе в руки государства на втором, в то время как сейчас находится в руках самого индивида;

·      ожидания результатов прошли путь от желаний непосредственной практической пользы для конкретного человека на первом этапе к усредненному успеху для всех на втором, и в настоящий момент они целиком и полностью зависят от осознанного выбора учащегося, а поэтому высоки и одновременно оправданы по определению;

·      содержание образования на первом этапе заключалось в репродукции практических умений, затем перешло к трансляции дисциплинарных знаний на втором и сейчас ориентировано на вопросы того, как быть способным учиться самостоятельно на протяжении всей жизни;

·      педагогические основы на первом этапе заключались в теории обучения ремеслу и передавались из уст в уста, от мастера к подмастерью, на втором этапе стали научно-дидактическими, в настоящий момент сводимы к императиву взаимодействия;

·      место получения образования варьировалось от места жительства ученика на первом этапе к общему месту для группы учеников (школе), в настоящее время перестало быть сколько-нибудь значимым (получать информацию можно в любом удобном месте в любое время);

·      культура ученичества изменилась от семейного обучения и получения специализации только при явной необходимости и наличии таланта на первом этапе, к равно возрастному общению в неродственной группе близко живущих учеников, начиная с 6-7 лет на втором, к смешанным группам по критериям возраста, статуса, национальности на третьем;

·      отношения между участниками образовательного процесса на первом этапе строились на основе внутрисемейного воздействия, затем стали авторитарными субъект-объектными в условиях общеобразовательного учреждения на втором, в то время как на третьем этапе перешли к субъект-субъектным отношениям взаимодействия, опосредованным информационно-коммуникационными технологиями.

При рассмотрении всех этих кардинальных изменений по описанным параметрам обращает на себя внимание продолжительность двух первых этапов в сравнении с третьим, поскольку начальные этапы следовали друг за другом размеренно и постепенно, в течение многих веков. Поколения сменялись, не ощущая на себе глобальных сдвигов, жизни многих миллиардов людей прошли в рамках одного периода без каких-либо перемен в образовательной системе. Совсем другим стал третий этап, который пришелся на время стремительных информационных потоков и обновления данных, что не могло не совпасть с общими социальными закономерностями. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет, при росте объема информации за те полвека в 8-10 раз [6]. Причем эта тенденция продолжает усиливаться, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрос вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.

Новые способы циркуляции информации таковы, что скорость обновления данных всё возрастает, а скорость человеческого мышления не меняется, и особенно в раннем возрасте человек остается беззащитным против врывающихся в психику потоков. Именно поэтому возникает необходимость формирования нравственных, интеллектуальных, дидактических принципов и норм создания, представления и распространения данных. Проблема качества и надежности информации в системе образования должна обеспечиваться новыми педагогическими и ценностно-нравственными канонами, которые формируются и будут формироваться в дальнейшем. Ведутся интенсивные поиски адекватных и опережающих путей и методов соответствия системы образования требованиям информационного общества. Многообразие выдвигаемых при этом концепций, парадигм, программ свидетельствует, во-первых, о сложности и актуальности отражения глобальных информационных процессов в образовательном пространстве, и, во-вторых, о качественных изменениях в осмыслении педагогической действительности.

Так, анализ трех описанных этапов позволяет зафиксировать, что каждый из них принес с собой ряд значимых социальных изменений в вопросах получения образования: его целей, методов и средств. Особенно примечателен переход к отношениям взаимодействия, где педагогу важно понимать своих учеников, говорить с ними на одном языке, чтобы быть способным эффективно организовывать их деятельность в соответствии с их насущными потребностями. Это подразумевает как освоение технологий, так и осознание психологических особенностей учеников нового времени, которые далеко не так просты и понятны для педагогов, в том числе и из-за обостренного информатизацией разрыва поколений.

Резко поляризованы выводы о способностях к обучению взрослеющих цифровых пользователей, чья формирующаяся психика попадает в условия несоразмерной скорости информационных потоков, на которые ей приходится мгновенно реагировать. С одной стороны, из-за «клиповости» сознания наблюдается снижение аналитических показателей мышления молодых людей, трудности в работе с семиотическими структурами произвольной сложности. Привыкшие к быстрому темпу современной жизни, люди нового поколения не готовы глубоко вникать в детали и воспринимать длительные линейные последовательности [5]. С другой стороны, как справедливо фиксирует профессор Г.В. Солдатова, у таких людей появляется способность к многозадачности, их память и восприятие нужным образом адаптируются к информационной среде, социальные сети расширяют социальный капитал своих пользователей, а компьютерные игры увеличивают визуальное внимание и формируют настойчивость в достижении цели [4].

Особенности психологии цифровых пользователей приводят к тому, что они испытывают затруднения в понимании авторитарного языка традиционного образования из-за противоречия между актуальными требованиями современной жизни в мире новых информационных технологий и навязываемыми концептами, чуждыми для этих людей иного личностного устройства. Информационное общество естественным образом учит молодое поколение не усваивать готовую картину мира, а формировать ее самостоятельно в соответствии со своими конкретными потребностями и целями, в то время как традиционная система образования (сформировавшаяся и прочно закрепленная на втором этапе его развития) предлагает некий набор того, что «необходимо усвоить». Зачем? Почему именно это? Почему именно так? Это кажется очевидным педагогам, но совершенно не воспринимается цифровыми пользователями.

Мы убеждены, что подобное противоречие, как и любой конфликт непонимания, разрешимо только в том случае, когда одна сторона начинает говорить на языке другой. При этом почему-то само собой разумеющимся фактом считается, что переходить на специфический язык традиционного образования должны именно ученики. Хорошо, когда такая трансформация действительно даётся им просто: талантливые дети с гибким мышлением всегда были легко обучаемы, с ними проще работать, так как они умеют подстраиваться под способ подачи материала. Однако чаще всего сейчас волшебного запуска понимания не происходит. Гиперактивность, постоянно отвлекающие детей мобильные устройства – это лишь немногие из самых распространенных жалоб педагогов. Проблема лежит глубже. Цифровые пользователи неосознанно «мешают» педагогам сеять разумное, доброе, вечное, но они просто не могут переключиться на непонятный им язык, своего рода иностранный в эпоху, когда общество уже перешло на новый виток, а образование на практике пока отстает, застряв на предыдущем этапе развития.

Только мудрый и опытный профессионал, каковым является учитель, может разобраться, как донести до ученика самое ценное и успешно организовать процесс его обучения, развития его врожденных талантов и имеющихся способностей, а также приобретения новых умений, насущных и актуальных для его дальнейшей жизни. А с этой целью для начала именно ему важно преодолеть цифровые барьеры и суметь свободно говорить на языке новых информационных технологий, которыми стихийно овладели его ученики. Принцип подобной необходимости естественным образом вытекает из всей практики воспитания детей с самого рождения. Взрослые их растят, подстраиваясь под их восприятие мира, и только научившись взаимодействовать со своими детьми и разговаривать на понятном для них языке, родители начинают чему-то их учить. Не вызывает сомнения, например, тот факт, что для игры с ребенком, нужно к нему наклониться. Так почему же в образовательной практике ребенок должен подстроиться под учителя? Разве он сможет безошибочно угадать нужный педагогу язык?

Подобный угол обзора позволяет заключить, что учитель XXI века – это, прежде всего, человек, действительно понимающий потребности ученика, умеющий с ним общаться на его языке новых информационных технологий, знающий, какие умения нужно формировать, и способный это делать в образовательной практике. Более точное описание современного педагога дает набор самых разных его качеств: инициативность, лидерство, умение учиться самому, умение сотрудничать, умение использовать информационные технологии, умение быть примером для ученика, умение предугадать последствия и предвидеть потенциал, умение адаптировать всё новое для нужд студентов и требований образовательных программ.

Все перечисленные качества, в которых выражается мастерство учителя XXI века, необходимы для удовлетворения реальных потребностей учеников цифрового мира, которые уже вполне конкретно вырисовываются на фоне всё возрастающих темпов информатизации. Во-первых, это умение и готовность использовать технологические возможности современности, то есть такие личностные характеристики, которые и так присутствуют у молодых людей, но имеют спорадический, несистематизированный характер, требующий идентификации, а затем корректировки, развития и формирования умений работать в Интернет среде и с информационными устройствами. Данная категория включает в себя такие разноплановые умения как быстрый набор текста, использование офисных программ, систем Интернет поиска, комплексных коммуникативных порталов, социальных сетей, а также сюда входит оценка веб данных, информационная защита, уважение прав человека и, в частности, авторских прав в рамках открытости и кажущееся вседозволенности глобальной паутины.

Несмотря на то, что первая категория умений уже сама по себе крайне насыщенна, комплексна, неоднозначна и высоко информатизирована, вторая ключевая способность ученика XXI века, на наш взгляд, еще более важна и трудно формируема. Она пронизывает все сферы личной и профессиональной деятельности людей, являясь особенно актуальной именно в эпоху высокой плотности и разнородности информационных потоков. Это аналитическое и критическое мышление: способность находить данные и понимать их, обдумывать, анализировать и делать выводы, учиться самостоятельно, использовать внутренне переработанную информацию в конкретных целях.

В-третьих, на первый план выходят коммуникативные умения и способность к эффективному взаимодействию, умения слушать, работать в команде и добиваться коллективного результата [1].

Таким образом, из трех выделенных категорий умений, необходимых современному ученику, первая, технологическая категория – это лишь часть, которая без двух других может оказаться бесполезной. Освоить устройства и привыкнуть их использовать оказывается недостаточным, хотя зачастую и самым трудным. Вопрос в том, как, для чего применять технологии, которые постоянно меняются, не давая поводов даже для малой доли консерватизма в этом направлении. Продолжая метафору, технологии – это лишь язык общения в современной аудитории, посредством которого учитель XXI века формирует истинную основу умений ученика. Овладеть этим языком – лишь начало, второй ступенью после которого будет работа с психологической сущностью конкретного ученика: анализ его сильных и слабых сторон, определение пути обучения и организация его деятельности, позволяющая ему стать компетентной личностью.